Говорят, кто поет - у того и праздник. Поют люди и волки. Кто мартовской весной исполняет лунные серенады? Лесная рогатая публика ревет - и это песня. Знатоки утверждают, что и кроты выбираются из подземелий, чтобы опробовать голос. Цикады и кузнечики - единственные музыканты в мире насекомых. А уж у птиц каждый день праздник!
Меньше всего песен у зимы и осени. Синица за окном звякнет коротенько про первый ноябрьский снег - и смолкнет: холодно потому что. Деревенский петух горластей. Кукарекает каждое утро, даже зимой, если в курятнике тепло. Но одареннее всего, как ни странно, воробьи - чирикальщики.
Какие они вороны?
Если хотите знать, больше всего на Земле среди пернатых созданий певчих птиц воробьиного сословия. В него зачислена даже ворона. И резонно, ведь даже названия этих каркающих и чирикающих певунов созвучны: воробей, ворона... Какие они воры?! Не знаю, кто так беспардонно назвал их. И козодоя напрасно ославили. Сумеречное милое создание к похищению и дойке коз никакого отношения не имеет. Пастухи заметили, что теплыми ночами он все время вертится, беззвучно и воровато порхая в стаде между козами и коровами. Скот пугается, мечется, задрав хвосты. Утром доярки хвать - а молока-то действительно меньше обычного! Оговорили большеротого козодоя. Не нужно ему молока. Эта птица неслучайно большерота: она на лету кровопийствующими оводами да мошкарой закусывает, которые досаждают скотине, заставляют ее панически галопировать, дергаться всю ночь - вместо того, чтоб травку щипать. Откуда ж молоку взяться!
Воробей не проворонит
Слово «воробей» если разложить по слогам, получится не название птицы, а постыдный призыв к уничтожению жизнерадостного создания, которое, к месту сказать, весь окружающий мир видит в розовом свете! Беспощадной морозной зимой никто не видел замерзающего нахохлившегося воробья. А знаете, почему? Кровь у воробья, как кипяток! Сорок два градуса! Крепче водки. Столько достоинств у чирикальщика, а в календаре нет ни воробьиного дня, ни праздника!
Составители численников и про ворону напрасно забыли. Ведь это самая умная и осмотрительная наша пернатая соседка. Только перед лисицей однажды сплоховала, каркнув несвоевременно. Поддалась на уговоры. Лиса, наверное, прознала, что вещунью к певчим причислили, воспользовалась плутовка. Но это ж басня, бездумная выдумка человека! И слово «проворонит» ничего общего с вороной не имеет.
Человек - этот да, частенько ротозейничает, но касательно того, что плохо лежит, люди проворнее всего. Любим валить грехи на невинных, потому и придумали безобразные прозвища: козодой, воробей, ворона. Лисица у нас тоже плутовка. А своих проворовавшихся сограждан именуем безобиднее: «несунами», «карманниками», «форточниками», «нечистыми на руку торбохватами». Много грехов на «незапачканной» нашей совести. Нынче не достоинства, а аморальность и разномастные пороки в большой чести.
Горластый кочет - недруг сатаны
Синица - кроха по сравнению с вороной, но в народном календаре не забыта. Зиновий - это ее праздник. Еще есть осенний день, называется Кузьминки, или Кочеты, - петушиные именины, они в почете у деревенских девок. На этот праздник каждая являлась с петухом из своего курятника. По выправке, повадкам, по голосистости и проворству поедания зерен судили, с какими достоинствами или пороками окажется будущий жених. Петух и у крестьянина в почете - нет надежней будильника. Кочет безотказней деревенских настенных ходиков. Раннее «кукареку» прогоняет сатану и тьму нечистой силы.
Самые громкоголосые петухи в эпоху парусного флота зачислялись в экипаж палубной команды и содержались вместо рынды. Кукареканье в туманную погоду предупреждало об опасности столкновения со встречными судами. Показательные драки задиристых петухов входили в обязательную программу обучения молодых воинов Древней Греции. В сражении ценилась беспощадность, отвага и упорство, что наглядно демонстрировали юнцам бойцовские пернатые вояки.
Про курицу и прочих пернатых дам
Как всякое создание женского рода, курица - существо уравновешенное, трезво мыслящее. Она не ввязывается в визгливые драки, как некоторые бескрылые. Куры за перья друг дружку не таскают и кипятком не ошпаривают соседок. Не живодерствуют. Тихони и скромницы. У всех пернатых самочек и одежка неброская, не годная для модных подиумов. Эти всегда «за мир во всем мире».
Древние мудрецы, владыки и вожди разного рода, считавшие курицу созданием близким к богу, прежде, чем решиться на важное дело, непременно «советовались» с хохлаткой, наблюдали за ее поведением. «Клавдий! Священные куры корм не едят. Плохая примета. Боги не дают согласия на битву!» - взволнованно заявили накануне решающего сражения командующему флотилией жрецы - опекуны корабельного курятника. Вождь, взбешенный дурным знамением, велел вышвырнуть за борт священных птиц - и был наказан: проиграл сражение с карфагенянами. Пернатой публике доверяют и сегодня больше, чем синоптикам.
Пернатые коллеги человека
У птиц «профессии» те же, что и у людей. Они самые верные и заслуженные почтальоны: голубиные письма никто не в состоянии перехватить. С их помощью египетские мореплаватели отправляли домой первые вести о возвращении из странствий. Голубям доверяли важную торговую корреспонденцию, любовные послания.
Во время Великой Отечественной войны голуби доставляли сообщения оказавшимся в окружении воинским частям.
Американцы поставили в Бостоне памятник воробьям за то, что чирикальщики спасли их от голодной смерти, когда случилось опустошительное нашествие гусениц-вредителей, пожиравших хлебные и огородные посевы. Люди сегодня при отсутствии карманных или наручных часов пользуются «часами птичьими».
Пернатые свято блюдут распорядок дня. Всегда в одно и то же время просыпаются, перестают или начинают петь, улетают на ужин, на завтрак и к закату укладываются спать. Зная повадки диких кряковых уток, куличков, спозараночных жаворонков, сумеречных козодоев, трясогузок, камышевок, дроздов и зеленушек можно обходиться не только без циферблатных и солнечных часов, но и без настенных календарей. В чем и преуспели крестьяне, таежные охотники и путешественники.
Птица мира - ястреб. А не голубь
На мирном «дипломатическом» поприще птицы не раз оказывали бесценные услуги. Вожди, цари и предводители племенных кланов, преподнося в дар недругам или соседям ловчих кречетов, соколов и обученных охотничьей грамоте сапсанов, не раз избегали кровопролитных войн, налаживали добрососедские отношения, решали споры, оплачивали птицами долги и делали ценные покупки.
Однажды французский король, проигравший битву туркам, выкупил своих плененных маршалов за несколько кречетов. Русский царь Алексей Михайлович, одержимый идеей скупить всех ловчих птиц, чуть было не опустошил всю царскую казну. Название алтайского прославленного охотничьего кречета - Туркул присваивалось как награда тюркским родовитым кланам и племенам.
Имена одаренных птиц давались выдающимся героям, вождям и ученым. Для обучения птиц умению говорить по-человечески и красиво петь в Германии и Австралии действовали специальные, всемирно известные академии, где педагогами нередко были сами птицы - талантливые попугаи, дрозды, канарейки. Но больше всего в этой роли ценились снегири - красногрудые генералы зимы, удивительные грамотеи по части безукоризненно чистых звуков с талантливым шипением, щелчками, свистами и такими коленцами, что признанному маэстро - соловью далековато до зимнего негромкого виртуоза.